БИЗНЕС КЛУБ РЕЗУЛЬТАТ. КАК ПОСТРОИТЬ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС

Здравствуйте, дорогой читатель!

Логические ошибки как признак манипуляции

Продолжаем тему логических ошибок. Сегодня речь о признаках лжи и манипуляции в бизнесе. Среди прочего, этими признаками являются и логические ошибки, находящие своё отражение в словах, которые побуждают к нужным действиям или к образу мышления.

Читаете ли вы рекламный текст, слушаете ли собеседника, в любом случае, если в повествовании замечаете нарушении логики, когда одно с другим не вяжется, и делаются неочевидные выводы, сразу кричите – «Ложь». Ну, или промолчите, да на ус намотайте. И всегда помните, ложь и манипуляцию неминуемо сопровождают логические ошибки. Именно их и следует, прежде всего, искать в устных или письменных словах, побуждающих вас к чему-то. Узнать их легко, если иметь навык.

Вот эти Логические Ошибки …

Применение количественной меры к неопределимым понятиям

Некоторые понятия, относящиеся в основном к абстрактным, умозрительным категориям, невозможно измерить и описать с точки зрения их количества. Они не имеют единиц измерения. К ним неприменимы известные средства исчисления и методики расчётов.

Применение к таким понятиям количественной меры (штуки, проценты, разы, степень и так далее) - есть свидетельство логической ошибки в мышлении, изречении. Понять, допускаются эти ошибки ненамеренно или же с умыслом, - задача второго шага. Первый шаг – вовремя определить наличие этих ошибок и навострить уши. Возможно, вас пытаются надуть, а возможно, что собеседник и сам не ведает, что творит. В любом случае защитите себя от убытка.

Пример 1

«Приобретая наши акции сегодня, вы повышаете свой общественный статус, как минимум, в два раза»

Комментарий

Общественный статус - величина абстрактная и количественно неопределимая. Не существует единицы измерения общественного статуса, как нет в природе и формул для его расчёта. Говорить, что общественный статус повысился в два раза – допускать логическую ошибку. Верить этим словам – поддаваться манипуляции.

Пример 2

«После введения на вашем предприятии нашего программного комплекса учёта эффективности труда, количество людей, работающих в полную силу в течение всего дня, возрастёт в два-три раза»

Комментарий

Выражение «работать в полную силу» является гиперболой. Строить количественные выкладки на гиперболе, по сути являющейся стилистической фигурой явного и намеренного преувеличения, – логическая ошибка. Не понимать этого – иметь все шансы быть обманутым. Ведь именно тот, кто не может подтвердить преимущества своего товара точными количественными данными, вынужден преувеличивать, стремясь продать не лучшее, что есть на рынке.

Намеренное нарушение меры

Эту ошибку допускают, как правило, стремясь приукрасить слова о масштабах описываемых явлений, о значимости событий, о полезности или вреде вещей. Нарушение может быть как в явном увеличении или уменьшении меры, так и в явном диссонансе её числовых выражений друг с другом.

Пример 1

«Прибыли компаний на рынке товаров народного потребления в пять-десять раз превышают доходность предприятий общественного питания»

Комментарий

В этом предложении имеется две логические ошибки, но рассмотрим лишь одну – нарушение меры, точнее диссонанс её числовых выражений. Слова «в пять-десять раз» говорят о неприемлемо низкой точности измерений, в которых результат мало того не единственен, но и одно его значение В ДВА РАЗА больше другого. Это настолько же непозволительное утверждение, как сказать: «При последнем землетрясении погибло пятьдесят - сто тысяч людей». Как видите, когда речь идёт о реальных показателях, непозволительность диссонанса очевидна.

Пример 2

«Производительность процессоров Марки ХХХ компании « N » в десятки раз превышает аналогичный показатель моделей процессоров других производителей»

Комментарий

Здесь неточная мера свидетельствует о попытке манипуляции. Выражение «в десятки раз превышает…» не несёт в себе никакой информации и лишь эмоционально окрашивает сообщение. В десятки раз - это во сколько? В двадцать или в девяносто раз? Слишком большая разница между полярными значениями.

Несоразмерность сравниваемых объектов

Очень часто, особенно в пылу дискуссии, когда речь не идёт о предмете профессионального интереса, люди допускают эту ошибку. Сравнивают несоразмерные понятия - слона с мухой.

Пример 1

«Вы посмотрите на Абрамовича! У него же увлечения, какие? Яхты! Океанские яхты! Я что, хуже него что ли? Я тоже такое увлечение хочу!»

Комментарий

Вот ведь, сравнил слона с мухой. Абрамович - кто? «Начальник Чукотки»! А ты? - Менеджер низшего звена, сидящий на окладе. Вас нельзя сравнивать. Ты по определению хуже и на подобное увлечение право не имеешь, и отсутствие этого права своими делами доказываешь.

Пример 2

«Выгодность нашего предложения помогает понять сравнение доходности бизнеса компании «МТС», применяющей современные ERP -системы и компании «Урюпинск-Мобаил», от использования оных системы отказавшейся. Мы поставим для Вашей компании лучшую ERP -систему на рынке, и это выведет ваш бизнес на уровень, получаемый компанией «МТС»

Комментарий

Несомненно, применение ERP -систем повышает эффективность управления бизнесом, однако, сравнивать доходность «МТС» и «Урюпинск-Мобаил» и разницей между ними аргументировать необходимость использования ERP -систем – чистая манипуляция.

Во-первых, «МТС» не потому столь крутая компания, что использует ERP -системы, а потому что в управлении стоят грамотные люди, имеющие доступ к большому капиталу. И люди эти умеют использовать ERP -системы, что им весьма помогает.

Во-вторых, масштабы рынков этих двух компаний отличны друг от друга как слон от мухи по габаритам. Это тоже обуславливает недопустимость сравнения – рынки несоразмерны.

На этом закончу. В запасе ещё несколько осмысленных нами ошибок мышления, которые приводят к потерям в бизнесе. О них в следующих выпусках.
А пока…

Успехов в Ваших начинаниях,
с уважением,

Алексей Романенко

P.S. Более подробно тему манипуляции в бизнесе мы рассмотрели в седьмом номере журнала "Результат"


Архив журнала резальтат

Весь маркетинг от Юрия Мороза

  • Кто доверяет себе, тому доверяют другие.
  • Для массового читателя пишите на уровне 12-летних, рекламу читают быстро.
  • Хорошее мнение передают четверым, плохое одиннадцати.
  • Тот, кто отдает заранее, отдает вдвойне. (Мигель Сервантес)
  • Реклама требует повторения.


Главная страница журнала Результат 1-й номер журнала Результат 2-й номер журнала Результат 3-й номер журнала Результат 4-й номер журнала Результат 5-й номер журнала Результат 6-й номер журнала Результат 7-й номер журнала Результат 8-й номер журнала Результат