РЕЗУЛЬТАТ - Журнал для тех, кто стремится к развитию

Главная страница журнала Результат 1-й номер журнала Результат 2-й номер журнала Результат 3-й номер журнала Результат 4-й номер журнала Результат 5-й номер журнала Результат 6-й номер журнала Результат 7-й номер журнала Результат 8-й номер журнала Результат

Гимн Журнала


   Все это не счастье и даже не радость.
   В душе просыпается черная зависть.
   У него Своё Дело.
                                 У тебя есть РАБота.
   Но ты понимаешь -
                            Необходима Свобода.
   Ты словно поэт, преданный Музой,
   Наивно живешь в рабстве иллюзий.
   Точку поставь.
                      Начни действовать смело.
   Бросай все к чертям.
                              Создавай Своё Дело!

Афоризмы

Капитал - это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство.

Инвесторы, не суйте свой нос в наши дела, суйте деньги!

Бизнесмен приемлем, если рассматривать его как средство; но в качестве цели он уже не может нас удовлетворить.

На воздушной кукурузе можно строить отнюдь не воздушные замки.

Бизнес - это сочетание войны и спорта.

 Истории успеха  
 
www.rezultat.com
 

 

Томаш Батя. История обувного короля.

Предприниматель: путь на самый верх

История жизни Томаша Бати во многом повторяет биографии знаменитых богачей эры промышленной революции: выход из низов общества, медленный, неторопливый подъем, затем стремительный взлет и, наконец, великие дела. Он родился 3 апреля 1876 г. в Злине; семья обитала в этом моравском городе с XVII в. и все его предки были сапожниками. Он и сам начинал учеником сапожника у своего отца. Гоняясь за заказами, очень рано проявил коммерческие и организационные способности.

Именно с его подачи в 1894 г. в Злине была создана семейная обувная фирма, у истоков которой стояли Томаш и его старшие брат и сестра. Они совместно вложили в дело доставшиеся им после смерти матери 800 золотых. Дело начиналось с двух небольших помещений, оборудование и сырье было приобретено в кредит. Через год здесь работало 10 человек, еще 40 рабочих шили обувь на дому.

В основном стараниями молодого Томаша постепенно предприятие наращивало обороты. В 1900 г. оно переехало в заново отстроенное здание. Здесь были установлены станки, приводимые в движение паровой машиной, и работали 120 человек. Уже в это время фирма входит в число восьми крупнейших обувных предприятий Чехии. Завод с самого начала выпускал войлочную прошитую обувь, однако успех (и сразу большой) пришел, когда он переключился на производство парусиновых полуботинок с кожаной подошвой (их со временем так и стали называть – "батёвки").

Окрыленный Батя не жалеет ни себя, ни своих рабочих, постоянно требуя от них повышения производительности труда и качества работы. В 1904 г. вместе с тремя сотрудниками он едет в США для изучения обувного производства. Американские методы труда (узкая специализация работников, конвейерное производство, интенсивная механизация рабочих процессов) произвели на него огромное впечатление, и по приезде домой Батя сразу же перестраивает производство на своем заводе на новый лад.

Завод интенсивно развивался, дешевая и практичная обувь с маркой "Bata" стала продаваться и за рубежом. В 1912 году на заводе работало уже 600 рабочих, кроме того в окрестных селах для Бати шили обувь на дому еще несколько сотен человек. Фабрикант хотел сконцентрировать и интенсифицировать производство, ему не хватало рабочих, а в городе не хватало жилья, и он начал строить дома для своих сотрудников. В 1914 г. основной капитал фирмы составлял уже 2,7 млн. крон.

Батя всю жизнь остро чувствовал конъюнктуру и славился тем, что в больших и малых вопросах оперативно принимал оптимальные решения. Его звездный час наступил в момент объявления мировой войны. Узнав о мобилизации австрийской армии, он решил добиться заказа на поставку обуви армии. Поезда были заняты солдатами, и он добрался до Вены верхом на лошади. Своего шанса Томаш Батя не упустил, и через несколько месяцев кожаные армейские сапоги с парусиновыми голенищами в Злине шили уже пять тысяч рабочих. Сразу несколько разрастающихся фабрик выпускали для нужд армии миллионы пар обуви.

Ориентирующийся на массовую продукцию, в те же военные годы Батя преуспел в выпуске дешевой обуви типа сабо для крестьян: подошва была деревянной, а верх изготовлялся из отходов материалов на солдатские сапоги. С 1917 г., опять же ощутив нечто носящееся в воздухе, фабрикант стал усиленно создавать сеть фирменных магазинов не только в своей стране, но и за её пределами.

Магнат: на вершине успеха

Послевоенный экономический кризис, естественно, затронул и предприятия Бати, ставшего к этому времени первым обувщиком страны. Он уменьшил выпуск продукции, но ненадолго. В сентябре 1922 г. последовало очередное неординарное и смелое решение: он громогласно объявил о снижении цен на свою продукцию на 50%. Новые цены притянули в его магазины толпы покупателей; его продукция стала господствовать на рынке, причем не только на чехословацком. Батя стал признанным обувным королем.

Продукция и прибыль не рождались из воздуха – без эксплуатации рабочих не обходилось. Батю критиковали в газетах, а он, называя себя "отцом" своих рабочих, а их "своими детьми", в то же время совершенно не считался, например, с продолжительностью рабочего дня. В горячее время рабочие на его предприятиях работали и по 16 часов в сутки. Митингов и забастовок, однако, не было. Рабочие хорошо относились к своему "отцу-благодетелю" и любили его. Было за что.

Батя много требовал, но обеспечивал работой и хорошо платил. Он не уставал повторять рабочим, что это их завод, существующий для них и их блага. Одним из первых он стал развивать то, что впоследствии назвали "народным капитализмом": предлагал рабочим покупать акции своих предприятий. Получаемые деньги шли на развитие производства. Рабочие, кроме зарплаты, получали дивиденды от успешной работы гигантского предприятия, благополучие которого ковали они сами.

В лучшие годы на заводах Бати в Злине работало до 25 тысяч рабочих, производящих в день до 100 тысяч пар обуви. После смерти фабриканта в его деле оказалось вкладов рабочих на 130 миллионов крон, по которым выплачивалось до 10% годовых.

Батя внес огромный вклад в развитие своего города. Его жизненная философия была такова: хорошо работает тот работник, у которого налажен быт. Свои планы всеобъемлющего обустройства жизни рабочих он стал осуществлять в полной мере после избрания его в 1923 г. старостой Злина. За короткий срок в городе появились целые кварталы жилых домов для обувщиков Бати. Для молодых рабочих был выстроен обширный комплекс общежитий-интернатов, для сотрудников были открыты больница, торговый дом, кинотеатры, спортплощадки.

В 1925 г. в городе открылось профессиональное училище для подготовки квалифицированных рабочих-обувщиков, молодые люди получали здесь разностороннюю подготовку, активно занимались спортом, художественной самодеятельностью. Окрестности Злина покрылись сетью хороших автодорог, миллион крон был выделен на развитие телефонной сети. Город в глубинке Моравии аккуратными заводскими корпусами и организованной социальной инфраструктурой стал напоминать промышленные города Америки.

Последовательно выстраивая собственное "государство в государстве", Томаш Батя развивал в Злине и мало связанные с его основной деятельностью предприятия. То, что он владел лесопильнями, электростанциями, бумажной фабрикой и заводом по производству шин, неудивительно, но в Злине благодаря ему появилась своя киностудия, книжное издательство, выпускавшее газеты, дайджесты прессы, книги и т.д. При Бате здесь был начат выпуск самолетов, из которых особенно прославился спортивный самолет "Тренер".

В двадцатые годы обувное предприятие Бати превратилось в гигантский комплекс производств. Дешевая обувь "от Бати" заполонила Европу, а он думал уже о рынках Азии, Северной и Южной Америки. Близкие Бати рассказывали, что в часы отдыха фабрикант сидел у себя в кабинете, вращая пальцами глобус, на котором кружками были помечены места, где продавалась его обувь. Он мечтал о новых промышленных победах и завоеваниях. Сын сапожника, ставший королем отрасли, быстро привыкал к глобальному мышлению.

Наверное, Батю привлекал и русский рынок, но Советский Союз не допускал в то время обуви чехословацкого производства. Если во Франции тогда продавалось в год 60 миллионов пар обуви от Бати, то в СССР – ни одной. Рассказывают, что поэтому магнат не любил большевиков и Россию, а у себя на заводах вывесил плакат-призыв: "Не читайте русских романов, они лишают человека радости жизни!"

В начале 30-х годов Батя стал открывать дочерние предприятия фирмы и расширять сеть фирменных магазинов за границей. Он торопился всюду успеть; началось страстное увлечение авиацией. Он летал и как пилот, но больше, конечно, как пассажир. Своей последней любви он не пережил...

Наследники

Томаш Батя оставил предприятие на подъеме, активы его фирмы оценивались в полмиллиарда крон. После его гибели бразды правления перешли к его сводному брату Яну Антонину Бате, который продолжил стратегию основателя фирмы. К началу Второй мировой войны в разных частях света под маркой "Bata" функционировало уже 47 различных предприятий, представительств и отделений.

К 1942 г. концерн достиг чрезвычайных успехов, он контролировал по всему миру 120 предприятий и более 5800 магазинов, контингент сотрудников насчитывал более 100 тысяч. Только в Чехословакии было 2 тысячи магазинов (чуть не в каждой деревне), концерн владел тремя четвертями обувного рынка страны. Однако производство и капиталы постепенно оттягивались из нестабильного центра Европы в более спокойные места. Отъезжало и руководство. Ян Антонин, испытав на себе прелести общения с гестапо, перебрался в Америку, сын Томаша Бати Томаш Ян (Джон) натурализовался в Канаде.

Томаш Ян (Джон) Батя родился 17.09.14 в Праге. Начинал деятельность на предприятии отца. Во время Второй мировой войны пошел добровольцем в канадскую армию, воевал в Европе, Азии и Африке. В настоящее время владелец более 100 предприятий в различных странах мира. Его фирма "Bata Shoe Co." продает ежегодно свыше 300 миллионов пар обуви. Женат, имеет сына и трех дочерей.

В 1944 г. предприятия "Bata" в Чехословакии бомбили американские самолеты, в 1945 г. они были национализированы по декретам президента Эдуарда Бенеша (из-за того, что шили обувь для гитлеровского вермахта). В 1949 г. Злин на несколько десятилетий был переименован в Готвальдов.

Заводы продолжали успешно функционировать и в годы социализма, выпуская в основном для Советского Союза обувь под маркой "Svit" (у нас прочная и недорогая чехословацкая обувь всегда шла нарасхват). Наибольшего успеха в своей истории предприятия "Svit" достигли в 1969 г., когда за год было произведено 54 миллиона 53 тысячи пар обуви. Здесь работало тогда 26618 человек, продукция экспортировалась в 85 стран мира.

После 1989 г. вновь произошли кардинальные изменения. Городу вернули историческое имя, а прежние предприятия "Bata" отошли сыну основателя фирмы Томашу Джону. Правда, последний получил наследство семьи не даром, не по объявленной в стране реституции. Национализированные когда-то предприятия он выкупил у Фонда национального имущества за 817 миллионов крон. Ныне обувь фирмы "Bata" – самая популярная в Чехии, где ежегодно продается свыше 3 миллионов пар.

   
 Результат №8 
    


Архив журнала резальтат

Весь маркетинг от Юрия Мороза

  • Дайте клиенту по-хозяйски сделать выбор.
  • Если не сейчас, то когда?
  • Концепции качества у покупателя и производителя разные.
  • Быстро - значит легко.
  • Продавайте аналогичный товар. Конкуренты уже создали потребность.


Главная страница журнала Результат 1-й номер журнала Результат 2-й номер журнала Результат 3-й номер журнала Результат 4-й номер журнала Результат 5-й номер журнала Результат 6-й номер журнала Результат 7-й номер журнала Результат 8-й номер журнала Результат