РЕЗУЛЬТАТ - Журнал для тех, кто стремится к развитию

Главная страница журнала Результат 1-й номер журнала Результат 2-й номер журнала Результат 3-й номер журнала Результат 4-й номер журнала Результат 5-й номер журнала Результат 6-й номер журнала Результат 7-й номер журнала Результат 8-й номер журнала Результат

Гимн Журнала


   Все это не счастье и даже не радость.
   В душе просыпается черная зависть.
   У него Своё Дело.
                                 У тебя есть РАБота.
   Но ты понимаешь -
                            Необходима Свобода.
   Ты словно поэт, преданный Музой,
   Наивно живешь в рабстве иллюзий.
   Точку поставь.
                      Начни действовать смело.
   Бросай все к чертям.
                              Создавай Своё Дело!

Афоризмы

Картину может каждый написать, её продать способны единицы.

Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил.

Когда все шкуры были содраны, когда потребитель и производитель стали голы, тогда стало ясно, что такое миллион, откуда взялся миллиард, каково само по себе существо спекулянта, кто этот рыцарь-разбойник, именующий себя коммерсантом, онколистом, куртажистом, гешефтмахером и пр.

Для того чтобы преуспеть в бизнесе, нужен талант необычайный; если же вы обладаете таким талантом, зачем тратить его на бизнес.

Бизнес - это комбинация войны и спорта.

 Мифы истории и современности 
 
www.rezultat.com
 

Компьютеризация с точки зрения главного бухгалтера

Моя лошадка хоть и медленнее, чем автомобиль бежит,
но к дому приведет сама, да и мысль мою по пустякам не отвлекает
и затрат дополнительных не требует.

1980 год. Начало эпохи компьютеризации. В те годы в литературе писали, что компьютеризация - путь к всеобщему счастью и благоденствию. Доводы приводили следующие:

1. Компьютеризация увеличит производительность труда бухгалтера, а также увеличит документооборот, как в хозяйстве, так и в целом.
2. С помощью компьютера на предприятиях можно будет внедрить так называемую безбумажную бухгалтерию.

Результат, которого мы достигли в 2003 году: на рынке появилось множество компьютерных программ, например: Парус, 1S:Enterprise, Best, а также другие программы. Каждая программа имеет свои преимущества и недостатки.

Так уж получилось, что программ много и единства в этом нет. Большинство программ устроены так, что они как бы мёртвые, то есть они приспособлены для нужд бухучета на предприятии на дату выпуска. А при изменении ПБУ не меняется программа.

Исключением является 1S:Enterprise, которую можно настроить как под требования быстро меняющегося законодательства, так и под требования хозяйства. Остальные программы непригодны для конфигурирования вообще. Поэтому мы их и не будем рассматривать.

А теперь более подробно про 1S:Enterprise. Так уж получилось, что эта программа самая популярная среди бухгалтеров. И в то же время имеются трудности в её использовании. Казалось бы, всё так прекрасно: есть бухгалтерия, есть программа для бухгалтеров, ну что еще надо для полного счастья. А на самом деле, всё не так просто.

Для того чтобы начать использовать эту программу, необходим компьютер с принтером. Это уже стоит 25000 рублей. Кроме того, версия 1S:Enterprise без ограничений стоит еще 15000, даже неполная версия, только бухучет стоит 4500, а обычно требуются на предприятии бухучет + зарплата, а это порядка 12000 рублей. Но затраты на неё, это ещё не самое страшное явление на пути автоматизации бухгалтерии.

Выясняется, что на предприятии работают несколько бухгалтеров, необходимы новые компьютеры на каждое рабочее место, необходимо иметь сервер, если в бухгалтерии более 3 человек. Кроме того, всё это в сеть соединять надо, а это ещё затраты. Таким образом, при немереных затратах получаем компьютерную сеть в бухгалтерии с программой 1S:Enterprise, и всё это ради обеспечения учета. Начинаем эксплуатировать. Поначалу всё кажется прекрасным. Все документы проводятся, все ошибки бухгалтера проверяются сразу на этапе ввода документов.

Далее выясняется, что не всё так просто, как кажется. Бухгалтера, даже главный бухгалтер не в состоянии с этой программой работать. У бухгалтеров, как правило, знания учета поверхностные, а в программировании они вообще ничего не понимают. На этом этапе выясняется, что штат бухгалтерии надо увеличивать. Приходится нанимать ещё одного, а то и нескольких бухгалтеров, которые не только бухучет знают на уровне, необходимом главбуху, но и ещё умеют программировать.
И вот такие "программёры" появляются. Хорошо, если хозяйству удалось найти дополнительного бухгалтера и нанять его в качестве сотрудника. Можно ему платить 10000 в месяц, и он всё со временем наладит. Но опять выясняется, что программист есть, а проблемы бухгалтерии сразу, за один день, решить не в состоянии. А отчётность завтра сдавать надо.

И вот новый бухгалтер-программист начинает корёжить эту программу, приводя её в соответствии с требованиями предприятия, на что полгода надо. Ну, допустим, он всё настроил. На этом проблемы бухгалтерии не заканчиваются. Далее выясняется, что необходимо ещё работать с этой базой, обновлять её регулярно, формы отчетности новые инсталлировать. А бывает такое, что бухгалтера элементарного сделать не могут и не в состоянии даже формы отчетности проинсталлировать. А бухгалтеру-программисту ещё необходимо обновления делать регулярно, да ещё и с учётом выполненных изменений.

Далее, база разрастается, значит, надо сверку делать. А сверка требует системного времени, приходится всех бухгалтеров выгонять из базы, а это значит, что работа на целый день останавливается в принципе. А на предприятии документооборот большой.

Вот и сижу я сейчас в бухгалтерии одного предприятия. До компьютеризации здесь работало всего лишь 3 бухгалтера. Потом поставили 1S:Enterprise. Пришлось сначала вызвать "программёра" из сторонней организации, а это намного дороже, чем своего бухгалтера нанимать. А потом они ещё бухгалтера наняли, так как 1S:Enterprise не смогла работать так, как надо. А бухгалтера на предприятии умные. Знают не только учет, но и основы алгоритмизации. Вот так процесс пошёл.

А еще эта программа требует регулярной индексации. Бухгалтера впадают в зависимость от компьютерной бухгалтерии и, в случае чего, например, свет выключат, в бухгалтерии работа встанет. А если ещё проблемы какие возникнут, например, сервер сломается. Я на одном очень крупном предприятии работал. Там на сервере 2 жестких диска стоят. Один слетел. Пришлось срочно за другим диском ехать. Так получилось, что мало того, что пришлось 37000 платить за новый диск, да еще и бухгалтерия 2 дня стояла. А бухгалтерам зарплату плати.

Об ошибках бухгалтеров. Так сложилось, что программа отслеживает только наиболее грубые ошибки. А есть такие ошибки, которые бухгалтера делают регулярно, но программа их не отслеживает, ну, невозможно все ошибки отследить. А ошибки эти накапливаются годами, потом смотрим баланс, а там всё не соответствует тому, что ожидалось.

Безбумажная бухгалтерия. Так это и осталось мечтой. Изменилось лишь только то, что теперь документы приходится распечатывать на принтере, но всё равно бумажные варианты документов хранить надо.

О совместимости программ. Так уж получилось, что налоговая не признала 1S:Enterprise. У них свои программы. Причём, не одна программа, а много разных. Для каждого налога своя программа. А сдавать отчётность надо. Кроме того, налоговая требует сдачу отчётности в электронном виде, но не в принятом у бухгалтеров формате 1S:Enterprise, а в том, в котором удобно им.

Эти программы из налоговой ещё имеют одно свойство. Они плохо работают и капризны. С ними бухгалтера вообще работать не умеют. Далее оказалось еще хуже. Появилась необходимость писать всякие конверторы и чекиты. И таким образом, вместо одной программы для нормального обеспечения работы бухгалтерии становится необходимым иметь ещё несколько программ, которые удобны налоговым органам, но совершенно неудобны бухгалтерам.

РЕЗУЛЬТАТ. В результате компьютеризации имеем возросшую производительность труда бухгалтера, но она возросла не настолько, чтобы этому радоваться. А с производительностью труда возросла и фондовооруженность бухгалтера, то есть, проще было бы сказать, что увеличились затраты на бухгалтерию.

Кроме зарплаты бухгалтерам, приходится ещё и оплачивать бесперебойную работу компьютерной техники и зарплату дополнительных бухгалтеров, которые всё это обслуживают. Так что, ещё неизвестно, компенсируется ли приращение затрат на бухгалтерию приращением производительности труда. Думаю, что компенсируется незначительно.

Вот такой взгляд изнутри. Добавлю еще пару исторических фактов. Так сказать, информация к размышлению.

На предприятиях Генри Форда в начале прошлого века работали десятки тысяч людей. Эти предприятия осуществляли полный цикл - от производства стали до выпуска автомобилей. Учёт всего несметного количества материалов, комплектующих, товарных и финансовых потоков производился исключительно на счетах, ни единого компьютера в бухгалтерии Форда не было. И весь этот сложнейший организм функционировал, и людям зарплату платили вовремя.

А еще раньше, скажем, в допетровской России, были купцы, владевшие целыми торговыми империями. Корабли, склады, поставщики товара, обозы, лошади, корм для лошадей, запасы провианта и всевозможных "расходных материалов" для судов и т.д. Тоже как-то справлялись.

А сейчас… после коммунизма с его всеобщей электрификацией настало время всеобщей компьютеризации. И это стало следствием внедрённого Мифа о компьютеризации...

Кем внедрённого? Зачем?

   
 Результат №3, 2003 
    


Архив журнала резальтат

Весь маркетинг от Юрия Мороза

  • Ударные слова (проверяйте на клиентах, что запомнилось).
  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает тот собирает жатву. (П. Буаст)
  • Нужно иметь сложившийся рынок - создание рынка требует денег.
  • Простота - это крайний предел опытности и последнее усилие гения. (Ж. Санд)
  • Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко. (В. Грасиан)


Главная страница журнала Результат 1-й номер журнала Результат 2-й номер журнала Результат 3-й номер журнала Результат 4-й номер журнала Результат 5-й номер журнала Результат 6-й номер журнала Результат 7-й номер журнала Результат 8-й номер журнала Результат